2020 год — Год памяти и славы

Приказ № 64 от 17.01.2020 г. — Об утверждении Плана мероприятий, проводимых в рамках Года памяти и славы в МБДОУ детский сад № 5 в 2020 году

План мероприятий, проводимых в рамках Года памяти и славы в МБДОУ детский сад № 5 в 2020 году

Презентация «Великая Отечественная война. Как рассказать о подвиге детям»

Презентация «Великая Отечественная война. Через века, через года помните!»

Рекомендации по ознакомлению дошкольников с Великой Отечественной войной

Что и как рассказывать дошкольникам о войне

Люди, пережившие войну, мечтали о том, чтобы их дети и внуки никогда не знали войны.  За 75 лет мира в нашей стране выросло не одно поколение детей, которые знают о войне только по рассказам и воспоминаниям очевидцев, по книгам и фильмам. Однако, с каждым годом носителей памяти о той войне становится все меньше и меньше. Есть большой риск того, что события Великой Отечественной войны будут постепенно стираться из памяти.  

Сегодня современные дети гораздо больше знают о не настоящей войне, виртуальной, в которой не настоящие герои сражаются с не настоящими противниками; в которой за разными видами оружия, боевыми приемами и спецэффектами не видно боли и страданий; в которой боевые сражения романтизированы и представлены как увлекательные приключения.  Это война, которая не вызывает страха и тревоги; это война, которую ребенок хочет повторить и пережить еще раз. В итоге у него формируются искаженные представления и о самой войне, и о ценности победы в ней.    С другой стороны, возникает вопрос, а нужно ли говорить с дошкольниками о реальной войне, в которой настоящие боль, горе, утраты, голод и смерть? Ответ: да. Обязательно нужно рассказывать о прошлых (трудных, но героических) страницах истории нашей страны. Только взрослые должны по-другому поставить вопрос: что и как рассказывать о Великой Отечественной войне дошкольникам?

Необходимо осторожно и вдумчиво подойти к отбору содержания. Можно выделить несколько ключевых тем для разговора и совместной деятельности с детьми, как в детском саду, так и в семье.

О тяготах войны. Не нужно рассказывать обо всех ужасах войны. Рассказывать нужно столько, сколько ребенок готов понять, избегая лишних подробностей. О смерти следует говорить только в том случае, если дети задают вопросы. Содержанием бесед могут быть факты о жизни детей во время войны, ее сравнение с жизнью детей в мирное время. Это может быть разговор о том, что было голодно и маленький кусочек хлеба приходилось растягивать на целый день; о том, что дети не ходили в школы и детские сады, потому что они были разрушены; о том, что дети работали на заводах и заменили взрослых, ушедших на фронт; о том, что жить приходилось в землянках и подвалах, в которых было сыро, темно и холодно; о том, что часто дети и их родители жили в разлуке. При этом взрослый должен не просто сообщать факты, но обязательно акцентировать внимание на том, как важно сохранить мир и не допустить повторения войны.

О героизме (о героях, городах-героях, боевых наградах). Важно подчеркнуть, что Победа состоялась потому, что героями были все: и люди, и города; и те, кто принимал участие в сражениях, и те, кто работал на Победу в тылу; и те, кто получил боевые награды, и те, кто остался неизвестным героем. Взрослому необходимо показать, что настоящие герои – это защитники, освободители, труженики тыла.  В нашей стране в каждой семье есть свои герои войны, о которых нужно помнить и рассказывать.

О символах и атрибутах Победы (парад Победы, знамя Победы, Георгиевская ленточка, салют, военные песни, Вечный огонь). Пространство дошкольника не просто должно быть насыщено образами Победы.  Старшим детям важно рассказывать о значении каждого символа.  Например, цвета Георгиевской ленточки повторяют цвет Георгиевской ленты к ордену «Святого Георгия», к ордену «Славы» и к медали «За Победу над Германией». Цвета ленты – желто-оранжевый и черный означают огонь и дым. Это символ личной доблести солдата на поле битвы.

Содержательной основой методических разработок могут быть книги и мультфильмы о войне для детей дошкольного возраста. Например, книга Д. Пентегова «Паровоз «Овечка» из серии «Настя и Никита». Герой этой сказки — небольшой паровоз из серии «Ов», который железнодорожники ласково называли «Овечка». Когда-то он ездил от Москвы до самого Тихого океана. Потом его сменили мощные паровозы других серий, но «Овечек» все уважали за то, что они прочные и надёжные. А в годы Великой Отечественной войны началась новая жизнь этого паровоза: он стал зенитным бронепоездом и отгонял от наших эшелонов вражеские самолёты, вписав свою страницу в историю Великой Победы. Кстати, в нашем городе можно увидеть такой паровоз на постаменте около железнодорожного вокзала. Вместе с детьми можно посмотреть и обсудить мультфильмы, в которых через понятные дошкольнику образы повествуется о событиях Великой Отечественной войны. Список мультфильмов о войне не очень большой («Салют», «Воспоминание», «Легенда о старом маяке», «Василек», «Солдатская лампа», «Солдатская сказка», «Приключения красных галстуков»). Ценность мультфильмов в том, что главным их содержанием являются переживания (а не спецэффекты) героев и при обсуждении именно это должно стать основой для разговора взрослого и ребенка после просмотра.

КАК РАССКАЗЫВАТЬ? Задача взрослого (и педагога, и родителя) заключается не столько в передаче дошкольникам фактов о войне, сколько в создании атмосферы праздника 9 Мая, в которой смешаны разные чувства (и радость от того, что нет войны, и гордость за свою страну, и благодарность ветеранам, подарившим мир).  Построение образовательного процесса на основе событийного подхода позволяет избежать формализма. Образовательное событие противопоставляется формальному проведению мероприятий, не отмеченных для его участников какими-либо смыслами. Наоборот, образовательное событие — это ситуация осмысленной деятельности детей; это яркое впечатление, о котором дети хотят рассказывать и вновь возвращаться к нему в своих воспоминаниях. Событие для ребенка – это ситуация личного переживания, которое по силе воздействия может быть сильнее, чем услышанная от взрослого информация. В рамках образовательного события информация предлагается в виде сообщений–размышлений; создается внутреннее напряжение, определенный эмоциональный накал, которые помогают детям делать собственные выводы и открытия; создаются условия для инициации детьми собственной активности, позволяя ребенку быть участником события, а не его зрителем или исполнителем.

Детям дошкольного возраста будет интересно узнать о героических детях, которые тоже сражались с врагом во времена войны. Они, не боясь расправы фашистов, помогали советской армии и стране победить. До войны это были самые обыкновенные мальчики и девочки, к 1941 году многим еще едва исполнилось 10 лет. Во времена тяжелых испытаний они совершили настоящий подвиг, защищая свой народ. Многие из них погибли, выполняя задание, помогая партизанам, армии, Родине.

Кубань в годы Великой Отечественной войны

АКЦИЯ «МЫ ПОМНИМ, МЫ ГОРДИМСЯ!»

2020-й год объявлен Президентом Российской Федерации Годом памяти и славы. Цель его проведения – сохранение исторической памяти и празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Его временные рамки весьма условны: у подвига поколения Победителей и благодарной памяти их потомков нет и не может быть срока давности, меры, границ.
Самоотверженность, стойкость, неподдельная любовь к Родине фронтовиков и тружеников тыла – определили исход самой страшной войны в истории человечества и спасли народы планеты от истребления, рабства, уничтожения национальной и культурной идентичности. И сама наша жизнь, жизнь наших детей, внуков, всех, кто ещё только родится на этой земле — прямая заслуга людей, подаривших миру Великую Победу.
Осознавать это, чувствовать сердцем и передавать из поколения в поколение – наш священный нравственный долг. Но это еще и наша гражданская ответственность за сохранение правды и справедливости, равноправия и гуманизма, за утверждение свободы личности и суверенных прав государств. За эти непреходящие, истинные ценности сражались и погибали наши родные в годы Великой Отечественной войны. И мы не вправе предать, забыть, позволить исказить или принизить жертвенный подвиг, совершённый ими во имя будущего, во имя нас.
Год памяти и славы призван напомнить нам об этой ответственности, о достоинстве, верности и чести наследника Великой Победы, которым является каждый. Обратиться к семейной истории и истории своей страны, узнать ранее неизвестные события, факты военных лет. И задуматься о том, как храним мы оплаченное непомерной ценой миллионов человеческих жизней. Чем доказываем, что они не стали напрасны. Оставим ли мы после себя что-то действительно важное, нужное людям, России, миру.

Участники в акции «Мы помним, мы гордимся!», посвященной празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне

номинация: рисунок на тему «Мир дому моему»
номинация: чтение стихотворений «Эхо войны»
номинация: исполнение песен военных лет «Песня, с которой мы победили!»

 

Всероссийская акция памяти «Блокадный хлеб»

21 января 2020 года воспитанники МБДОУ детский сад № 5 совместно с педагогами в рамках участия во Всероссийской акции памяти «Блокадный хлеб» ознакомились с историей памятных событий блокады Ленинграда, почтили память солдат и жителей, защищавших город, в то нелегкое военное время.

  22 января 2020 года волонтерами МБДОУ детский сад № 5 была проведена акция «Блокадный хлеб» — раздача пайков ржаного хлеба. Кусочек хлеба весом в 125 граммов — напоминание всем нам о страшных днях блокады Ленинграда.

Беседа, просмотр презентации «Блокадный Ленинград»

Воспитанники группы компенсирующей направленности совместно с воспитателем Чвилевой Натальей Борисовной 23 января 2020 года познакомились с памятными событиями Великой Отечественной войны – блокадой Ленинграда, условиями осады, жизнью жителей и солдат в эти страшные дни осады города.

Тематическая выставка во второй группе раннего возраста «Блокадный хлеб»

Акция памяти «Блокадный хлеб» в хуторе Ольгинском

23 января 2020 года волонтер детского сада Конченкова Татьяна Николаевна, инструктор по физической культуре, участвовала в организации и проведении акции памяти «Блокадный хлеб» — раздача пайков ржаного хлеба. В акции приняли активное участие глава хутора Ольгинского Скрынько Александр Иванович, атаман Безуглый Александр Викторович, местные жители.

27 января 2020 года воспитанники группы компенсирующей направленности совместно с педагогом Проценко Людмилой Владимировной почтили память жертв блокадного Ленинграда.

27 января — День полного снятия советскими войсками блокады великого города Ленинграда в 1944 году

В завершение Всероссийской акции воспитанники детского сада в память о погибших от голода ленинградцев попробовали кусочек блокадного хлеба. Всероссийская акция памяти «Блокадный хлеб» была организована для воспитания патриотизма, а также чтобы напомнить о том, как ленинградцы выживали в тяжелых условиях войны.